Если у вас есть вопросы, задавайте их, мы непременно ответим.
Задать вопрос
МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
ПОД РУКОВОДСТВОМ ГЕННАДИЯ ЧИХАЧЁВА
Москва, ул. 1-я Новокузьминская, д.1 (ст. метро «Рязанский проспект»)
www.teatr-chikhachev.ru
К 270-летию со дня рождения Д.И. Фонвизина (1745–1792)
и 70-летию композитора
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА
28 июля, 4, 6, 11, 17 и 21 августа
Александр ЖУРБИН
НЕДОРОСЛЬ
оперетта по мотивам комедии Д.И. Фонвизина
«Умри, Денис, лучше не напишешь» – эти слова князя Г. А. Потёмкина адресованы Денису Ивановичу Фонвизину (1745–1792), автору комедии «Недоросль». В далеком 1783 году, во времена правления императрицы Екатерины II, эта пьеса вызвала огромный общественный резонанс, но темы, затронутые в ней, до сих пор злободневны.
Создатель жанра русской бытовой комедии Д. И. Фонвизин закончил работу над «Недорослем» в возрасте 37 лет. К этому времени он уже окунулся в мир большой политики и закулисных игр на службе у графа Н. И. Панина, осознал пагубность для страны деспотизма самодержавия и нравственного упадка дворянства в Екатерининскую эпоху. И если в своей первой комедии «Бригадир» (1769) драматург ограничился высмеиванием дворянских нравов, то в «Недоросле», по замечанию П. А. Вяземского, «уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады».
Оперетта «Недоросль» Александра Журбина – новый взгляд на нестареющий хрестоматийный сюжет. Это сатира, беспощадно высмеивающая пороки; смелая попытка осмыслить темы, затронутые Фонвизиным, в условиях современной российской действительности: противопоставить невежеству знания и мудрость, беззаконию – благородство и честь, тирании – искреннюю любовь. Авторы спектакля делают ставку на гротеск, намереваясь показать нравственную деградацию общества в крайне уродливых и комических формах. По словам режиссера-постановщика Геннадия Чихачёва, спектакль должен пробудить в зрителях противоречивые чувства. Острый юмор, хулиганство и задор сочетаются в постановке с глубокими размышлениями о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… и о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет.
Наряду с героями комедии Фонвизина – супругами Простаковыми, Митрофанушкой, Софьей, Милоном, Скотининым, Стародумом, Правдиным и другими – главным действующим лицом выступит Екатерина II. Создавая противоречивый образ императрицы, либреттист Лев Яковлев обратился к ее мемуарам и составил словарь. Почти всё, что героиня произнесет на сцене – компиляция фраз, когда-либо сказанных самой Екатериной II.
В декорациях к спектаклю (художник Татьяна Мирова) объединены в одно целое два плана: Дворцовый мост с видом на шпиль Петропавловской крепости и ветхая усадьба Простаковых. Посредине сцены на дереве разместится голубятня. Императрица приедет в усадьбу в белой карете.
Костюмы героев выражают доведенные до крайностей стереотипы восприятия русского народа (художник Елена Бочкова). Мужчины – с бородами до колен, у женщин – косы, напоминающие цепы для молотьбы. Чтобы одеть актеров, потребуется около 1000 квадратных метров мешковины и бортовки. Для изготовления бород и кос закуплены километры веревки, которой, по словам постановщиков, хватить, чтобы проложить путь из Санкт-Петербурга в Москву. Екатерина II – воплощение деспотизма в высшей степени его проявления – облачится в камзол из красного бархата с золотыми вставками, помещик-свиновод Скотинин наденет драный ватник, а в гротескном облике Простаковой – «императрицы» местного розлива – соединятся элементы костюма Екатерины и челяди.
Постановочная группа:
Композитор – заслуженный деятель искусств России Александр ЖУРБИН
Либреттист – Лев Яковлев
Режиссер-постановщик –
заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Геннадий ЧИХАЧЁВ
Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России Владимир ЯНКОВСКИЙ
Декорации – заслуженный работник культуры Татьяна МИРОВА
Костюмы – лауреат Премии Правительства России Елена БОЧКОВА
Балетмейстер – лауреат международного конкурса Екатерина ФОМИЧЁВА
Хормейстер – дипломант международного конкурса Елена КОНОРЕВА
Информация и аккредитация по e-mail zavlitrn@yandex.ru или по тел. +7 495 371-08-77
Роман Нагин, заведующий литературно-драматургической частью
Московского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва