Если у вас есть вопросы, задавайте их, мы непременно ответим.
Задать вопросПора делать шах мату!
Социальных проблем много; какие-то из них устранены, какие-то замечены, какие-то проигнорированы. «Наши подростки спиваются!», «Акция против курения не дала результата!», «Табак и алкоголь атакуют наших детей!» - знакомы пестрые заголовки прессы и клич телевидения? Эти две проблемы известны каждому. И сейчас неважно, пытаются ли их решить. Главное, что их уже давно увидели.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Да, видели. Своими глазами. И не один раз. Противотабачные антиалкогольные акции проводятся ежегодно; в интернете, по телевидению, в прессе активно идет пропаганда здорового образа жизни. А теперь закройте глаза… Вы не видите нетрезвую молодежь, малолеток с папиросками… Но что вы слышите? Прислушайтесь, и вы услышите еще одну проблему – ненормативную лексику. Она везде, она повсюду. Нецензурную брань используют в речи мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки. Матерщина в кино, на телевидении, в «литературе» 21 века. Это беда, которую нельзя увидеть. Ее можно только услышать. Мы слышим разговоры такого рода ежечасно, но никто из нас так и не задумался, почему так происходит? Кто виноват в происходящем? Что делать и как бороться? Можно бесконечно беседовать на эту тему, можно самому стать обсуждаемым объектом, а можно так в упор и ничего не слышать. Но давайте попытаемся выяснить, где мат берет свое начало и отчего это происходит с нами и с нашими детьми.
«О, Великий и могучий русский язык!»
Итак, почему же все матерятся?
Первый человек, с которым я пообщалась на эту тему, была филолог, преподаватель русского языка и литературы, Т.И.Пересыпко:
«Безусловно, наблюдать за происходящим, а, главное, слушать все это очень печально и пугающе. Почему так происходит? Трудно сказать однозначно. Я считаю, всему виной, отсутствие канонов
«можно» - «нельзя». Раньше все было по-другому, конечно. Возможно, так было потому, что практически все были равны, все были примерно одного социального уровня. Грубо говоря, почти все были бедны. Не было богатеев. Дети, школьники уважали друг друга, уважали взрослых, я уже не говорю, о том, что учитель – это было святое для каждого из них. Обсуждать кого-то, или как сейчас говорят, «стебаться», не было возможности – не над чем стебаться было. А сейчас это нормально. Источник – деньги, разврат. Учитель же бедный, они все это знают. Им говорить такое можно, а стоит нам что-нибудь сказать, так они на диктофоны все записывают, угрожают. Нет, раньше тоже ругались и анекдоты пошлые рассказывали, но, во-первых, это делали исключительно мужчины, во-вторых, в присутствии женщин и детей – НИКОГДА! Даже, если дома что-то случилось, мало ли, молоток на ногу упал, то женщина сразу: «Тсс, дети!». Сейчас никто никого не стесняется. Абсолютно. Дети, как губка, с малолетства впитывают в себя то, как «папа сказал, а мама промолчала». Им – повод стать круче, взрослее.
Нет авторитетов. Нет кумиров, которые бы несли в народ нормальную чистую речь. Некому подражать. Не с кого брать пример. Телевидение и интернет тоже сыграли немалую роль. Телевизор показал нам, что такое тюремный жаргон, а мат – это его производное. Раньше мы были читателями, а сейчас мы – пользователи. Раньше мы верили всему, что написано. Любой печатной продукции. Там не было ни одного нехорошего. Уже после событий 1991 года мы узнали, что Ленин в одной из своих статей употребил, извините, слово г….о. Мы были в шоке. От нас все это скрывалось. Были очень четкие рамки непозволительного. Большинство подростков ничего не читает, поэтому мат уже «несклоняемый». Это средство общения. Слова, которые являются какой-то определенной частью речи, уже таковыми не являются – их употребляют как междометия, частицы и союзы. А ведь Россия когда-то была самой читающей страной в мире».
На подобные вопросы также ответил журналист, писатель и телеведущий А.М.Максимов:
- Здравствуйте, Андрей Маркович. Скажите, пожалуйста, что вы думаете о ненормативной лексике, которая все больше и больше поглощает нас?
- Матерятся все – это факт. Но мы в этом не виноваты. Просто, к сожалению, современная жизни такая, что ее можно описать только матом. Другими словами пользоваться неуместно, да и не опишешь это другими словами. Почему в XIX веке не матерились? Потому что жизнь другая была.
- Каким образом можно бороться с этим?
- Надо менять жизнь. Не речь, а жизнь. Изменится жизнь, не будет мата. Он исчезнет.
- Согласны ли Вы с тем, что, по мнению многих в нашей стране, СМИ, а особенно, телевидение распространяет и пропагандирует так называемую «гниль» общества, в том числе и мат?
- Категорически не согласен. Телевидение и его программы ориентированы на ВСЕХ. На абсолютно разную аудиторию. По возрасту, по предпочтениям, по образованию, по социальному статусу. Каждому – свое. Хочешь, смотри телеканал «Культура» и наслаждайся, если не хочешь смотреть ужасы по НТВ и потом говорить: «Боже, какие ужасы показывают!». Просто проблема в том, что каждый сидящий перед экраном телевизора пытается навязать каждому свое мнение. Если Вы любите телеканал ТНТ или СТС, это не значит, что это должно нравиться всем. Если Вы боготворите «Культуру», то знайте, далеко не все это разделят с Вами. Но на телевидении существует рейтинг. Телеканал «Культура», еще не закрыли, следовательно, его рейтинг довольно высок, значит, его смотрят! Проще говоря, люди сами выбирают, что им смотреть, деградировать или просвящаться. Но, как показывает практика, «пипл хавает» именно то, от чего тупеют. Отсюда вывод: мы это смотрим, мы делаем им рейтинг. Мы сами виноваты. Они под нас подстраиваются.
«Брань или бытовое средство общения?»
В то время как я готовила данный материал, газета «Аргументы и Факты» (№41) опубликовала интересную актуальную статью под названием «НенорМАТивное искусство: фильмами с матерщиной займутся прокуроры». Как сообщают нам журналисты и корреспонденты «АиФа», Генпрокуратура РФ поручила Минкультуры устранить нарушения, связанные с «пропуском на экран» кинофильмов, содержащих ненормативную лексику. В статье конкретно указаны названия фильмов, спектаклей, где мат заявлен открытым текстом. Также, опубликована выдержка из готового сценария начинающего автора (не указан): в первой же сцене – утреннее похмелье главного героя, следовательно, на каком языке он разговаривает? Правильно, на том самом (по этическим соображениям, данный монолог в статье не цитируется). Однако, «АиФ» указывает на два «лагеря» - сторонников и противников «свободы слова». Оказывается, среди деятелей искусства есть люди, которые целиком и полностью «за великий и могучий русский язык», аргументируя это тем, что «Это оправданно, ибо язык – это цельное живое тело, и запретить какую-либо его часть – это все равно что запретить человеку пользоваться левым ухом… Запретить мат глупо, потому что глуп любой запрет». Но дебаты плавно принимают более человечный оборот в словах режиссера Карена Шахназарова: «Уверен – мату на экране не место; мат в искусстве – это смертельно для культуры в целом». Уже хорошо. Допустим, на экране все-таки не место… А теперь попробуем понять, есть ли ему место в жизни.
Может, «всемогущественному» мату среди детей и подростков есть какое-то объяснение с точки зрения психологии? Для ответа на этот вопрос я поговорила с психологом М.В.Минкиной:
«Для начала давайте выясним, что есть такое мат. Ошибочно мнение, что мат и ненормативная лексика – синонимы. Ненормативная лексика, или брань, существует рядом с понятием «обсценная лексика». И вот как раз мат и есть одна из разновидностей обсценной лексики. Причем, мат есть исключительно русское явление. Нигде в мире его больше нет! В каких случаях русский человек использует мат? Да везде. И всегда (источники приводят в пример более 25 пунктов – прим.авт.). Причем, мы, психологи, уверены – телевидение и СМИ не имеют к этому никакого отношения! Я не могу утверждать, я не историк, но из достоверных источников владею информацией, что вся эта грязь появилась на Руси еще во время татаро-монгольских нашествий. Отсюда следует, что любое русское ругательство – современный вариант магического заклинания предков. Они были, в большинстве своем, бессильны перед ополчившимися врагами и поэтому абсолютно открыто желали им смерти. А эти пожелания отправится в мир иной и есть распространенные сейчас «посылания»: к черту, к дьяволу. Сейчас, конечно, куда только не посылают!
Большинство детей рано или поздно начинают ругаться. Обычно такого рода слова дети начинают использовать раньше, чем попадают в школу. Профилактика брани НЕВОЗМОЖНА по простой причине, что наши дети живут не в вакууме. Можно только повлиять. Методов много. Общее стремление должно быть таковым, чтобы у ребенка вообще не возникло желания и повода сквернословить.
С подростками сложнее. Пособия по психологии советуют проводить всеобщую культурно-воспитательную деятельность. Скажу по опыту: это не выход. Это не средство. Оно не помогает. Поэтому на вопрос «как бороться с лексиконом ребят 12-16 лет?» я, к сожалению, не могу дать ответа. Были случаи, когда особо «разговорчивых» мы отправляли на экскурсию в колонию для несовершеннолетних. Это уже было более эффективно. Могу только посоветовать набраться здоровья и терпения их родителям.
Со взрослыми ругающимися людьми психология уже точно ничего сделать не сможет. Это дело психиатрии. Я, свою очередь, могу сказать, что взрослые в этой ситуации - большие дети. Они ругаются точно по тем же причинам, что и подростки – мат в обществе был долгое время под запретом. Теперь это – норма, равно как и обнажение - физическое и моральное. Морально человек обнажается, когда он матерится, физически - когда снимает с себя одежду. А любителей подглядывать и слушать подобное немало».
Оказывается ни одна психологическая методика «не берет» матерщину! Представьте, в каких масштабах, получается, она разрослась! Подобно раковой опухоли.
А что же нам скажут на этот счет биологи?
Н.Н.Лебедева: «Человек – существо биологическое и социальное. Привычка ругаться – явление социальное, безусловно. Человек, использующий в своей речи явный мат, он, по сути, хамелеон. Смотрите, как интересно получается, пример могу привести, не ходя далеко – мой муж, надежный мужчина, воспитанный человек, примерный семьянин. Никаких претензий к нему, когда он дома, с детьми. Но стоит ему пойти в свой «колхоз», как из него весь словарный запас и извергается, как из вулкана! А все почему? Потому что в «колхозе» так говорят. Друзья у него такие, видите ли. Раз, и замаскировался под совершенно другой слой социума».
«Наихудшая испорченность – испорченность лучших»
Фома Аквинский
Ситуация не из легких. Я выслушала мнения филолога, психолога, журналиста и даже биолога. «АиФ» дал мне возможность ознакомиться с мнениями деятелей искусства. Нельзя сказать кто в большинстве – сторонники или противники. Частично правы одни, но не менее убедительные аргументы высказывают и другие. Сколько людей, столько и мнений. Но почему же тогда в некоторых регионах нашей страны уже начали активно бороться с бранью? По всей Белгородской области висят растяжки с лозунгами «В Белгороде нет места ругани!», «Белогорье – край без матерщины!». На улицах раздают листовки с иллюстрациями людей с заклеенными ртами.
В пгт. Пролетарском я увидела очень хороший плакат: на нем изображен маленький ребенок и надпись «Бранные слова вызывают мутации, подобные радиации». Позже я узнала, что эти слова принадлежат священнику, который, также, говорил «Привычный мат – это высшее проявление бескультурья».
Главные аргументы сторонников брани: «Это жизнь. Так в жизни разговаривают»; «Только мат может настолько точно передать оттенки того, о чем говорится, чувства и определения».
Правда жизни, говорите? Но как тогда писали о жизни без мата А.Солженицын, Б.Пастернак, М.Горький и многие другие? А ведь они писали о самых страшных вещах, происходящих в стране. Описывали самые трудные времена и эпохи. Л.Толстой, А.Чехов, Ф.Достоевский, М.Шолохов, В.Шукшин… Можно еще долго продолжать список тех, кто писал о народе, войне, угнетенной стороне жизни, прекрасно обходясь без табуированной лексики, как бы сейчас сказали лингвисты.
Есть два очень хороших, независимых друг от друга афоризма:
«Молчание – это золото, за которое можно купить уважение других людей», Лариса Пфлюг.
«Человек и впрямь похож на обезьяну: чем выше он забирается на дерево, тем больше виден его голый зад», Фрэнсис Бэкон.
Люди, давайте перестанем демонстрировать друг другу свой голый зад, думая, что так мы становимся выше, начнем смотреть друг другу в лицо и будем м о л ч а т ь, таким образом, бесплатно покупая уважение. Кто знает, может, рано или поздно, из этого получится золото...
Брусиловская Яна