Если у вас есть вопросы, задавайте их, мы непременно ответим.
Задать вопрос«Не ходите дети в «простые» школы!»
- Не берём.
- Как же так? – с явным, ярым негодованием воскликнула женщина.
- Ну нет свободных мест, объясняю уж Вам в сотый раз. Сходите что ли в соседнюю школу. Конкурс меньше. Это у нас, извините, английская, специализированная, а там всех берут, так что идите, идите…
- Мой сын не как все!
И ведь каждая мама так скажет про своего сыночка или свою дочку! А как же, непременно хотелось бы видеть своё чадо учеником престижной школы, той, которая считается «не для всех». И в чем же сила, а точнее причина этого притяжения?
Почему-то в таких учебных заведениях, по мнению родителей, обязательно должно быть достойное, соответствующее окружение. Учителя наивысшего уровня. И вообще школа с привлекательным многообещающим статусом (типа «специализированная», « центр образования», а то и «частная») – это счастливый билет (не плацкартный!) в одну сторону: в сторону света – светлого будущего. Вдруг с институтом сможет школа подсобить. Вот только парадокс: многие полагают, что дети из обеспеченных семей должны чем-то сильно отличаться от остальной ребетни. Они должны быть воспитанными, правильными, умненькими, а те, что со двора, не дай бог, да чему-нибудь дурному так точно научат. И учителя таких «необычных» школ более квалифицированны? А вот Вам не кажется, что это ошибочно и слишком субъективно, или, по – вашему, чем больше и тяжелее кошелек, тем интереснее и разностороннее семья, а соответственно и выходец из неё, ребёнок?
Наверное, несколькими месяцами ранее моё мнение не сильно бы отличалось от вышеизложенного, если бы не решительный шаг: забрать документы из школы, с «привлекательным» званием, с одноклассниками из хороших семей и учителями такого уровня, что одна «ученая дама» могла преподавать одновременно и физкультуру, и ИЗО, и психологию.
И вот последнее первое сентября. Простые стены «простой школы». Трепет, волнение. Но ступив на порог, почувствовала облегчение, скованность испарилась, несмотря на то, что окружение новое, незнакомое. Все ребята вокруг суетятся, волнуются, вот-вот линейка начнётся, а еще голубей не принесли. Представляете, в школе, на первое сентября , как символ счастья, под торжественные аккорды гимна ребята выпускали белоснежных птиц, которые потом долго порхали в воздухе. «Да-а-а…» - подумала я, – «Всё здесь по-другому: дружно, тепло, и всё как в старые добрые времена, совсем по-школьному.» Никаких рисовок, «выкрутасов».
С первого дня своего пребывания в новой школе, я начала наблюдать, проводить хоть и маленькое, но расследование. И первое, что мне бросилось в глаза, это общение с мужским населением. В моём бывшем классе ребята вели себя отстранённо, отчуждённо. К ним просто нельзя было подобраться: сначала нужно отыскать подход, тему для разговора – мальчики –старшеклассники «слишком возвышенные» , чтобы снизойти до обсуждения оценок или контрольных работ. Ведь у них, наверное, свои интересы: клубы, стремление стать взрослыми. А нас, девочек, они рассматривали, как возможность содрать решения на контрольных. «Одноклассницы, мелкие, да о чём с ними разговаривать». Оскорбить или выпалить скверное словечко не составляло никакого труда, даже по отношению к учителю. Точка кипения не имеет отсчёта - всё-то ребят раздражало. А что могло заставить их так собою гордиться, просто не имею понятия. Ни интересных мыслей , ни попыток заявить о себе, ни активная позиция. Всё даётся легко, вседозволенность в школе, развязность. Так что вывод можно сделать следующий: может, учеба нас и связывала, а дружбы и взаимоуважения, увы, так и не случилось.
А в моей нынешней школе совсем недавно проходил конкурс в честь дня самоуправления: выбирали директора среди старшеклассников. И что вы думаете? Из числа желающих большинство были мальчики. Они на первой же неделе организовали предвыборную кампанию, развесили плакаты с кратким резюме, а одноклассник мой даже стих сочинил, так жаждал победы. В общем, готовились с интересом, увлеченно. И благодаря этому, в школе создаётся такая дружная атмосфера, атмосфера сплочённости. И ребята всегда не прочь поинтересоваться твоими делами. Вот на предложение - порепетировать, там, где я раньше училась, буркнули бы только в ответ: «Не могу, дела». Про участие, лучше вообще не говорить, приходилось подключать «спецслужбу» (учителей, чтобы хоть как-то уговорить помочь). Ни о каком энтузиазме и речи не могло быть.
Но здесь всё по-другому. Ребята всю инициативу берут на себя. Несмотря на то, что разговоры о школе среди подростков сейчас не очень-то актуальны, школьные темы, помимо обучения, объединяют их. Мне показалось, будто их тянет в школу, тянет придумывать и создавать в ней что-то новое, своё, родное. Но и школа не остается в долгу и платит той же «медалью». Удивительно: учителя проявляют свою заинтересованность не только в учебной успеваемости ребят, но в их личных проблемах, они небезразличны, (Это такая редкость). Ведь за внешней безмятежностью скрывается много трагичного: несостоятельные семьи, безотцовщина, родительское равнодушие и т.д. За спиной у многих непростые судьбы. У одного – родители - пьяницы, представляете какое душевное состояние у ребёнка! У второго – мама умерла. Третьей – также из-за беспробудного пьянства родителей - есть нечего. Так щемит сердце, когда все эти истории знаешь изнутри и наблюдаешь вокруг себя. Вот она жизнь, безнадёжная и горькая, оказывается. Представьте, сидит мой одноклассник. Его все считают настоящим шалопаем, хулиганом, и, наверное, крутым. Но это только внешняя оболочка. Его вызывающее поведение – это крик: « Я тоже хочу быть нужным!». А в душе – это маленький мальчик, которого растит не родная любимая мама, а мачеха. И это оставляет неизгладимый отпечаток. Когда я пришла в эту школу, мне сразу было понятно, у кого семья полноценная, с миром и с покоем, а у кого нет.
У другого мальчика мама фактически есть, но в то же время и отсутствует. Недавно её вызывали в школу, к директору. Сын стал в 11 классе плохо учиться. Однако «обеспокоенная» мама и прийти – то отказалось, только телефонная трубка разрывалась от громких восклицаний по поводу того, что он ей «всё равно на сына», что он ей «вовсе не сын» и, чтобы её больше не тревожили. Аж, пробирает от таких историй, только для кого-то это - прочитал и забыл, а для кого-то - жизнь настоящая. Кстати, еще вспомнился один случай, как одну старшеклассницу попросили позвать родителей в школу, не дочь поругать, а наоборот. Но только за просьбой последовал отказ: « Мои родители не придут. Им на меня ВСЁ РАВНО». Вот и смотрите, что скрывается в дружной и тёплой атмосфере.
Наверное, подобные истории отталкивают молодых родителей от подачи документов в «простые» школы: «Ну, неужели уже с детства наблюдать несчастья?» Тем более, обделённые, значит, озлобленные дети. Но это неправда! В них заложено много хорошего, доброго. Они естественны, что даже среди подростков в наше время большая редкость. (Сейчас почему-то ценится напыщенность, вычурность.) Ребята просто-напросто нуждаются в заботе, во внимании каждому из них хочется почувствовать себя нужным и незаменимым. Так что давайте не будем говорить, что в дворовых школах учится «непонятно кто», набирают, кого ни попади.
Мартанова Мария